Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области информирует о том, что 21 ноября 2019 г. Минпросвещения России совместно с общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» проведен Всероссийский конкурс «Лучшие психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде – 2019» (далее – Конкурс). Конкурс проведен во исполнение плана мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года и ориентирован на совершенствование деятельности по психологическому сопровождению обучающихся, а также на содействие профессиональному развитию психологов образования России. Материалы Конкурса опубликованы на сайте «Федерация психологов образования России» http://rospsy.ru/KP2019
Пост-релиз Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде
Психолого-педагогические программы и технологии в образовательной среде: каталог лучших практик работы с детством
Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом, при временном нахождении дома советы детского психолога
Рекомендации для подростков, испытывающих беспокойство из-за коронавируса
Рекомендации для подростков, испытывающих беспокойство из-за коронавируса
Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении советы психолога
Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении советы психолога
Советы для родителей дошкольников и младших школьников в период объявленной эпидемии
О Детском телефоне доверия 8 -800 - 2000 - 122
Зачем нужен психолог и кто он такой?
За время работы психологов в образовательных учреждениях зародилось много «мифов» о самих психологах и их клиентах.
Попытаемся развеять эти мифы и по-новому взглянуть на содержание работы психолога.
Миф 1. «Психолог – тот, кто работает с «психами». Психолог и психиатр - одно и то же».
Правда: Врач-психиатр - это специалист в области лечения психических заболеваний. Использует преимущественно медикаментозные методы лечения.
Психолог - специалист, который консультирует ЗДОРОВЫХ людей в ситуациях затруднения в различных сферах жизни (проблемы в учёбе, отношения в коллективе, отношения между детьми и родителями, проблемы в общении, выбор жизненного пути, конфликтные ситуации и многое другое).
ПСИХОЛОГ – НЕ ВРАЧ, ОН НЕ СТАВИТ ДИАГНОЗА, НЕ ЛЕЧИТ.
Миф 2. «К психологу приходят только слабые и глупые люди, которые сами не могут решить свои проблемы».
Правда: К психологу обращаются люди, которые ощущают потребность что-то изменить, разрешить проблему. Психолог готов быть рядом, когда вам тяжело. Это человек, обладающий профессиональной информацией, но без готовых ответов на все случаи жизни, ведь каждый случай индивидуален. Поэтому психолог лишь подскажет и поможет, а решение всегда останется за Вами.
Миф 3. «Если ты обратился к школьному психологу - об этом станет известно всей школе».
Правда: основное правило работы психолога – КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ.
Никто без Вашего согласия не узнает, с каким вопросом Вы обратились к психологу. Это относится и к результатам психологического тестирования, которое проводится в школе. О Ваших конкретных результатах знает только психолог. Классному руководителю предоставляются материалы в обобщённом виде (напр. так: 70% учеников класса выполнили тест с высокими показателями; 30% - со средними и т. д.).
Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:
- Трудности в учёбе.
- Взаимоотношения в классе.
- Взаимоотношения с родителями.
- Выбор жизненного пути (будущей профессии).
- Самоуправление и саморазвитие.
- Чем может помочь Вам школьный психолог?
- Выслушать Вас, уважительно относясь к Вашим чувствам, суждениям, жизненным ценностям.
- Ответить на Ваши вопросы.
- Помочь адаптироваться к тем обстоятельствам, которые Вы не можете изменить.
- Посмотреть на проблему с другой точки зрения, искать вместе с Вами ее решение, уделив этому процессу, столько времени, сколько будет необходимо.
- Найти внутренние силы, которые не всегда просто отыскать самостоятельно.
Цель психологической службы:
Психолого–педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.
Направления работы:
- Психологическая диагностика.
Психологическая диагностика заключается в проведении фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психодиагностическое направление включает: выявление причин неуспеваемости, анализ проблем личностного развития, оценка развития познавательных процессов и способностей, анализ текущего физического и психического состояния учащихся, профориентация, анализ межличностных отношений учащихся, анализ семейных и детско-родительских отношений.
- Психологическая коррекция (индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия).
- Психологическое консультирование.
Психологическое консультирование – это работа по конкретному запросу родителей, учителей, учащихся.
- Психологическая профилактика (вид деятельности педагога-психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся).
- Психологическое просвещение. ( Формы работы: лекции, беседы, подборка литературы и пр.)
Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
|
Принципы работы
«Детского телефона доверия»:
· ни абонент, ни консультант не обязаны называть себя, сообщать свои личные данные;
· абонент может назваться любым именем или вообще не сообщать его, телефонный номер абонента не фиксируется;
· содержание беседы не записывается и не передается другим людям;
· консультантами работают специалисты, прошедшие профессиональную подготовку.
Телефон доверия для детей,
подростков и их родителей
8-800-2000-122
ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ "ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ" |
ТЕЛЕФОНЫ ДОВЕРИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
Единый телефон доверия (8-800-2000-122)
Детский телефон доверия (468-38-38)
Молодежный телефон доверия (433-09-69); (435-35-69)
Уполномоченный по правам ребенка в Нижегородской области (428-04-05)
Кризисная линия для детей и подростков (8-809-505-33-90)
Городской телефон доверия (419-50-00)
Телефон доверия ГУ МВД России по Нижегородской области (268-68-68)
Телефон экстренной психологической службы ГУ МВД России по Нижегородской области (268-51-19)
Телефон психологической службы МЧС России (8-499-216-50-50)
(круглосуточно, звонок бесплатный, анонимный)
Телефон ГУ МЧС РФ по Нижегородской области (296-07-08)
Телефон Нижегородское отделение "Российский детский фонд" (433-14-80)
Линия помощи «Дети онлайн» —
бесплатная всероссийская служба телефонного
и онлайн консультирования для детей и взрослых
по проблемам безопасного
использования интернета и мобильной связи.
На Линии помощи профессиональную психологическую
и информационную поддержку
оказывают психологи факультета
психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и Фонда Развития Интернет. http://detionline.com/helpline/about - официальный сайт
Обратиться на Линию помощи можно
по телефону 8-800-25-000-15,
бесплатно позвонив из любой точки страны,
либо по электронной почте: helpline@detionline.com. Звонки принимаются в рабочие дни с 9.00 до 18.00 по московскому времени.
|
Мы поможем детям и подросткам, если:
-Что-то огорчило или расстроило в Интернете?
-Стал жертвой сетевого мошенничества?
-Столкнулся с оскорблениями и преследованиями в Интернете?
-Твой компьютер заблокирован вирусом?
-Тебе делают неприличные предложения в Интернете?
-Тебе сложно поговорить с кем-то о том, что происходит с тобой в Интернете?
-Родители думают, что ты слишком много времени проводишь в виртуальном мире?
-Заметил, что тебе проще общаться с друзьями в сети, а не в реальной жизни?
Мы поможем родителям и педагогам, если:
-Заботитесь о безопасности Ваших детей в интернете?
-Беспокоитесь о том, с кем общаются в интернете Ваши дети?
-Узнали, что ребенок стал жертвой сетевого обмана, мошенничества, вымогательства?
-Нуждаетесь в информации о том, как оградить детей от негативного контента в сети?
-Хотите знать, как помочь Вашему ребенку, если он стал жертвой преследования и оскорблений в интернете?
Линия помощи «Дети Онлайн» — это единственная в России уникальная служба телефонного и онлайн-консультирования, которая оказывает психологическую и информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в Интернете.
Линия помощи «Дети Онлайн» была создана в 2009 году в рамках Года Безопасного Интернета в России при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Целевая аудитория — дети, подростки, родители и работники образовательных и воспитательных учреждений.
На Линии помощи «Дети Онлайн» работают профессиональные эксперты — психологи Фонда Развития Интернет и выпускники факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Сотрудниками Линии помощи разработаны технологии и методы оказания психологической и информационной помощи по проблемам безопасного использования Интернета; разработана программа подготовки специалистов службы онлайн-консультирования; создан информационный портал www.detionline.com, где круглосуточно ведется прием электронных обращений; создана база учета и обработки поступающих обращений; проводится регулярная супервизия сотрудников для повышения качества работы.
В условиях дефицита объективных данных Линия помощи остаётся одним из немногих надёжных и достоверных источников информации о спектре онлайн-угроз и их эволюции, а также о влиянии информационных технологий на здоровье и развитие детей и подростков. Количество обращений на Линию помощи растёт от года к году. Это свидетельствует о том, что такая служба сегодня востребована обществом, и в дальнейшем эта потребность будет только возрастать.
Служба Линия помощи «Дети Онлайн» включена в базу единого федерального номера телефона доверия для детей, подростков и их родителей.
Линию помощи «Дети Онлайн» поддерживают Группа компаний МТС и ОАО МГТС. |
Развиваем мышление (практические советы родителям будущих первоклассников)
Памятка для педагога "Как помочь ученику преодолеть тревожность"
Периоды адаптации к новым условиям и активного формирования личности (подростковый и юношеский возраст) нередко характеризуются наличием высокого уровня тревожности. Следствием этого является повышенная раздражительность, состояние ярко выраженного отрицательного отношения к. окружающему, тенденция к аффектным вспышкам.
Фактор повышенной тревожности свидетельствует о наличии стрессового состояния у человека. Об этом должны знать педагоги и все делать, чтобы помочь детям снять тревожное состояние, так как от этого зависит адаптация ребенка к социальной среде, желание снимать это состояние любым путем, вплоть до асоциальной разрядки. Доминирование тревоги в структуре характера делает ребенка слишком эмоциональным, иногда "взрывоопасным", а отношения между ним и окружающими людьми – более напряженными и накаленными, субъективными. Это в свою очередь мешает рабочей обстановке, создает неблагоприятный психологический климат.
Что нужно делать педагогу, чтобы предотвратить это превращение временного состояния тревожности в стабильное, которое снижает адаптационные способности, формирует заниженную самооценку, создает чувство неуверенности, отрицательно влияет на конечный результат деятельности и снижает резервы психического и физического здоровья? (Памятка)
Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации их детей
- Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах.
- Предложите помощь в выполнении какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но писать за ребёнка сочинение не надо.
- Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги, запишитесь вместе в городскую библиотеку. Обсуждайте вместе с ребёнком прочитанное: что больше всего запомнилось? Что понравилось, а что нет?
- Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы).
- Повторяйте ребёнку, что вы ждёте от него хороших оценок, а не того, что он будет вундеркиндом. Многие дети в какой-то момент времени учатся хуже, чем обычно. Если это произошло, не паникуйте, предложите свою помощь и поощряйте его за малейший успех.
- Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся.
- Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится.
- Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были тоже такие же жизненные ситуации. И как вы вышли из них?
- У ребёнка должно быть своё место для занятий. Предоставьте ему быть полноправным хозяином своего уголка
Памятка "Как выбрать профессию"
Выбирать профессию надо обдуманно, с учетом своих внутренних побуждений, реальных возможностей, личных и общественных интересов. Поэтому выбор профессии - это длительный поиск. Его надо правильно организовать. В этом тебе помогут родители, учителя, хорошо знающие тебя взрослые и друзья, психолог – профконсультант, социальный педагог, а также книги.
Обязательно помни - успех может быть только в том случае, если ты сам станешь заинтересованным хозяином своего выбора. Для того чтобы ты смог сделать самостоятельный и обоснованный выбор профессии, советуем тебе следующее:
- Изучи самого себя. Постарайся ответить на вопросы:
какие у меня физические возможности, состояние здоровья?
Что я хочу (твои интересы, склонности, предпочтения)?
Что я могу (твои способности, скорость, точность и продуктивность памяти, внимания, мышления, воображения и т.д.)?
Как я реагирую (твой темперамент, скорость, темп протекания различных процессов, степень выдержанности, уравновешенности, степень открытости, стремления к внешнему самовыражению и т.д.)?
Какой я (твой характер и особенности поведения в различных ситуациях)?
Памятка "Как выбрать профессию"
Памятка для родителей
«Депрессивные состояния в детском возрасте»
Депрессивные состояния в детском возрасте проявляются иначе, чем у взрослых.
Признаки сниженного эмоционального фона, депрессии у детей (7-10 лет):
повышенная раздражительность;
низкая самооценка;
чувство печали и уныния, потеря интереса и удовольствия от занятий;
колебания настроения от печали до вспышек ярости;
тревога;
потеря веса, головные боли, нарушения сна: бессонница или, наоборот, постоянное желание спать;
трудности в учебе после периода хорошего обучения;
усталость и недостаток энергии для поддержания активности;
деструктивное поведение, вспышки гнева и драчливость; отсутствие друзей, трудности взаимодействия с одноклассниками;
прогулы в школе;
Признаки сниженного эмоционального фона, депрессии у подростков:
выраженность вегетативных проявлений: частый пульс, повышение артериального давления, головные боли, поверхностное дыхание, чувство
нехватки воздуха;
асоциальные поступки, тяга к уличным асоциальным компаниям;
агрессия по отношению к близким;
отсутствие удовольствия от своих поступков;
угрюмый вид, мрачное выражение лица;
периоды бездействия, пребывание в одиночестве;
трудности сосредоточения;
ослабление внимания;
безрадостное настроение;
снижением психического напряжения: уроки занимают все больше времени, подростки засиживаются до поздней ночи и все-таки не успевают все
сделать;
разнообразные соматические жалобы на боли или неправильное функционирование внутренних органов;
бесконечное стремление обследоваться у врачей, даже если процедура этих обследований неприятна.
Диагностика в рамках программы «Развитие детской одаренности»
В работе представлены методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики в рамках программы «Развитие детской одаренности». Диагностический инструментарий предложен авторами-составителями для проведения диагностики с 1-ого по 4-й класс. В каждом классе психолого-педагогическая диагностика представлена в 4 блоках: психологическая диагностика, диагностический блок для работы с ребенком, с родителями и педагогическая диагностика.
В пособии предложены подробные рекомендации по обработке и интерпретации результатов тестов и анкет, основные правила оформления итогов диагностики.
Достоинством предложенных для диагностики методов в том, что ими могут воспользоваться как психологи, так и педагоги, работающие в рамках программы «Развитие детской одаренности».
Методические рекомендации рассчитаны на широкий круг читателей, заинтересованных проблемой развития и диагностики детской одаренности: педагогов школ, завучей по начальному обучению, методистов, психологов и социальных работников, студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального обучения».
Диагностика в рамках программы «Развитие детской одаренности»
СОВЕТЫ ВЫПУСКНИКАМ И РОДИТЕЛЯМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ГИА И ЕГЭ
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПО РАЗВИТИЮ УУД